МАЗ-54323: Установка КПП и заднего моста Шкода-ЛИАЗ
Многие владельцы МАЗов, имеют желание установить на свои машины КПП и задний мост от Шкода-ЛИАЗ. Особенно, всех привлекает 5-ти ступенчатая КПП с делителем Прага 10П80.
Первые попытки соединить двигатель ЯМЗ-238 и КПП Skoda-LIAZ, начались довольно давно. Чаще всего, это происходило из-за выработки моторесурса родного мотора MS 634 12.0 TDI на чехословацких грузовиках. Водители Шкодовский мотор очень хвалили, ведь он отличался хорошей тяговитостью, т.к. был длинноходным.
На грузовиках Skoda-LIAZ, применялось две разновидности КПП. Первая КПП Прага 9П140, встречалась не часто, имела 9 ступеней и демультипликатор. Ее передаточные числа были: 1-9.87; 2-6.40; 3-4.57; 4-3.45: 5-2.60; 6-1.86; 7-1.32; 8-1.00; 9-0.75; 3х-9.78.
Вторая КПП Прага 10П80 была широко распространена и имела передаточные числа: 1Н-7.791; 1В-6.167; 2Н-4.315; 2В-3.416; 3Н-2.583; 3В-2.044; 4Н-1.585; 4В-1.254; 5Н-1.00; 5В-0.791; 3хН-5.727; 3хВ-7.285.
Естественно, эти КПП имели полностью адаптированные присоединительные размеры под агрегаты МАЗа. Делитель же позволял водителям наиболее полно использовать мощность двигателя и быстро менять передачи в КПП.
Однако, эта проблема решалась 2-мя способами. Одним из них был поиск этого редкого подшипника. Второй же способ был еще проще: вытаскивали с КПП первичный вал и протачивали его конец под подшипник первичного вала МАЗ, а алюминиевый держатель сальника подшипника первичного вала, просто не ставили.
Диски сцепления под МАЗовское двухдисковое сцепление брали от Татры или от Шкоды. Протачивали их наружный диаметр по диаметру МАЗовских дисков и приклепывали накладки от МАЗа. Сами накладки сцепления, приходилось приклепывать заклепками увеличенного диаметра (около 5 мм).
При сборке, нужно было обращать внимание, чтобы ступицы ведомых дисков не терлись между собой или не упирались в маховик. Иначе, ступицы дисков также приходилось протачивать и по высоте.
Шкодовские диски были без демпферов, а вот Татровские с демпферами. Поэтому, ставили на любителя, кто какие найдет.
Подгонка более старых моделей КПП Skoda-LIAZ с неадаптированными размерами, требовала куда как больше усилий. Нужно было снимать с КПП колокол Шкоды и подгонять к нему колокол от КПП ЯМЗ-238 (236) через металлическую пластину толщиной около 20 мм. По самому сцеплению, никакой разницы в подгонке ведомых дисков не было.
Родной подшипник коленвала снимали вообще, а в маховик (не в коленвал, как с КПП ЯМЗ-238) ставили другой подшипник №180306К. Чтобы установить подшипник в маховик, нужно было проточить внутреннее отверстие маховика под диаметр подшипника.
По приводу сцепления также было несколько вариантов: оставляли родной пневматический (все подходило) или переделывали на гидропривод от КамАЗа.
В кабину ставили главный цилиндр сцепления, вместе с педалью и проводили трубки до ПГУ на КПП. Для этого, вал с вилкой привода переворачивали на правую сторону КПП и в рычаге привода пониже не забывали просверлить еще одно отверстие, чтобы совпали ход штока ПГУ с длиной хода штока сцепления и не приходилось для первого включения передачи, несколько раз накачивать сцепление.
Длина карданного вала на МАЗ-54323 составляет 1567 мм, а при установке КПП Прага, нужен более длинный кардан длиной 1740 мм. В качестве альтернативы, ставили кардан от МАЗ-5511, т.к. у него длина равна 1759 мм. Он длиннее требующегося кардана на 19 мм, но такое превышение не было проблемой.
Что касается задней опоры коробки переключения передач, то ее тоже приходилось переделывать, т.к. родные крепления не подходили. Например, ставили кронштейн задней опоры от КПП ЯМЗ-236.
Правда, отверстия под болты на МАЗовском фланце, лучше рассверлить до 12 мм.
Ниже представлены 2 таблицы, которые дают представление о передаточных числах заднего моста Шкода-ЛИАЗ, а также о скорости автомобиля МАЗ-54323 с КПП Skoda-LIAZ, задним мостом с передаточным числом 5.76 и на резине 11.00-20 со статистическим радиусом равным 0,505 м.
Первые попытки соединить двигатель ЯМЗ-238 и КПП Skoda-LIAZ, начались довольно давно. Чаще всего, это происходило из-за выработки моторесурса родного мотора MS 634 12.0 TDI на чехословацких грузовиках. Водители Шкодовский мотор очень хвалили, ведь он отличался хорошей тяговитостью, т.к. был длинноходным.
На грузовиках Skoda-LIAZ, применялось две разновидности КПП. Первая КПП Прага 9П140, встречалась не часто, имела 9 ступеней и демультипликатор. Ее передаточные числа были: 1-9.87; 2-6.40; 3-4.57; 4-3.45: 5-2.60; 6-1.86; 7-1.32; 8-1.00; 9-0.75; 3х-9.78.
Вторая КПП Прага 10П80 была широко распространена и имела передаточные числа: 1Н-7.791; 1В-6.167; 2Н-4.315; 2В-3.416; 3Н-2.583; 3В-2.044; 4Н-1.585; 4В-1.254; 5Н-1.00; 5В-0.791; 3хН-5.727; 3хВ-7.285.
КПП Praga с самодельной крышкой и кулисой МАЗ
Коробку Прага 10П80, хоть и в ограниченных количествах, полюбил автозавод МАЗ и некоторое время ставил на свои машины.Естественно, эти КПП имели полностью адаптированные присоединительные размеры под агрегаты МАЗа. Делитель же позволял водителям наиболее полно использовать мощность двигателя и быстро менять передачи в КПП.
Привод сцепления КПП Praga
Последние модели КПП Skoda-LIAZ, адаптированные под МАЗ, установить на двигатель ЯМЗ-238 было довольно легко, т.к. по кожуху сцепления, КПП подходила полностью, а вот по подшипнику в коленвал на первичному валу, приходилось несколько напрягаться.Однако, эта проблема решалась 2-мя способами. Одним из них был поиск этого редкого подшипника. Второй же способ был еще проще: вытаскивали с КПП первичный вал и протачивали его конец под подшипник первичного вала МАЗ, а алюминиевый держатель сальника подшипника первичного вала, просто не ставили.
Диски сцепления под МАЗовское двухдисковое сцепление брали от Татры или от Шкоды. Протачивали их наружный диаметр по диаметру МАЗовских дисков и приклепывали накладки от МАЗа. Сами накладки сцепления, приходилось приклепывать заклепками увеличенного диаметра (около 5 мм).
При сборке, нужно было обращать внимание, чтобы ступицы ведомых дисков не терлись между собой или не упирались в маховик. Иначе, ступицы дисков также приходилось протачивать и по высоте.
Шкодовские диски были без демпферов, а вот Татровские с демпферами. Поэтому, ставили на любителя, кто какие найдет.
Подгонка более старых моделей КПП Skoda-LIAZ с неадаптированными размерами, требовала куда как больше усилий. Нужно было снимать с КПП колокол Шкоды и подгонять к нему колокол от КПП ЯМЗ-238 (236) через металлическую пластину толщиной около 20 мм. По самому сцеплению, никакой разницы в подгонке ведомых дисков не было.
Родной подшипник коленвала снимали вообще, а в маховик (не в коленвал, как с КПП ЯМЗ-238) ставили другой подшипник №180306К. Чтобы установить подшипник в маховик, нужно было проточить внутреннее отверстие маховика под диаметр подшипника.
По приводу сцепления также было несколько вариантов: оставляли родной пневматический (все подходило) или переделывали на гидропривод от КамАЗа.
В кабину ставили главный цилиндр сцепления, вместе с педалью и проводили трубки до ПГУ на КПП. Для этого, вал с вилкой привода переворачивали на правую сторону КПП и в рычаге привода пониже не забывали просверлить еще одно отверстие, чтобы совпали ход штока ПГУ с длиной хода штока сцепления и не приходилось для первого включения передачи, несколько раз накачивать сцепление.
Длина карданного вала на МАЗ-54323 составляет 1567 мм, а при установке КПП Прага, нужен более длинный кардан длиной 1740 мм. В качестве альтернативы, ставили кардан от МАЗ-5511, т.к. у него длина равна 1759 мм. Он длиннее требующегося кардана на 19 мм, но такое превышение не было проблемой.
Что касается задней опоры коробки переключения передач, то ее тоже приходилось переделывать, т.к. родные крепления не подходили. Например, ставили кронштейн задней опоры от КПП ЯМЗ-236.
Кронштейн задней опоры от КПП ЯМЗ-236
Фланец заднего моста Skoda-LIAZ, сходится с фланцем карданного вала автомобиля МАЗ.Правда, отверстия под болты на МАЗовском фланце, лучше рассверлить до 12 мм.
Ниже представлены 2 таблицы, которые дают представление о передаточных числах заднего моста Шкода-ЛИАЗ, а также о скорости автомобиля МАЗ-54323 с КПП Skoda-LIAZ, задним мостом с передаточным числом 5.76 и на резине 11.00-20 со статистическим радиусом равным 0,505 м.
Оцените статью «МАЗ-54323: Установка КПП и заднего моста Шкода-ЛИАЗ»
ПОКАЗАТЬ ВСЕСВЕРНУТЬ
Смотрите Также