» » МАЗ-54323: Установка КПП и заднего моста Шкода-ЛИАЗ

МАЗ-54323: Установка КПП и заднего моста Шкода-ЛИАЗ

09.08.2018 181 9 Capfa
Задний мост Шкода Лиаз
Многие владельцы МАЗов, имеют желание установить на свои машины КПП и задний мост от Шкода-ЛИАЗ. Особенно, всех привлекает 5-ти ступенчатая КПП с делителем Прага 10П80.

Первые попытки соединить двигатель ЯМЗ-238 и КПП Skoda-LIAZ, начались довольно давно. Чаще всего, это происходило из-за выработки моторесурса родного мотора MS 634 12.0 TDI на чехословацких грузовиках. Водители Шкодовский мотор очень хвалили, ведь он отличался хорошей тяговитостью, т.к. был длинноходным.

На грузовиках Skoda-LIAZ, применялось две разновидности КПП. Первая КПП Прага 9П140, встречалась не часто, имела 9 ступеней и демультипликатор. Ее передаточные числа были: 1-9.87; 2-6.40; 3-4.57; 4-3.45: 5-2.60; 6-1.86; 7-1.32; 8-1.00; 9-0.75; 3х-9.78.

Вторая КПП Прага 10П80 была широко распространена и имела передаточные числа: 1Н-7.791; 1В-6.167; 2Н-4.315; 2В-3.416; 3Н-2.583; 3В-2.044; 4Н-1.585; 4В-1.254; 5Н-1.00; 5В-0.791; 3хН-5.727; 3хВ-7.285.
КПП Praga с самодельной крышкой и кулисой МАЗ
КПП Praga с самодельной крышкой и кулисой МАЗ
Коробку Прага 10П80, хоть и в ограниченных количествах, полюбил автозавод МАЗ и некоторое время ставил на свои машины.

Естественно, эти КПП имели полностью адаптированные присоединительные размеры под агрегаты МАЗа. Делитель же позволял водителям наиболее полно использовать мощность двигателя и быстро менять передачи в КПП.
Привод сцепления КПП Praga
Привод сцепления КПП Praga
Последние модели КПП Skoda-LIAZ, адаптированные под МАЗ, установить на двигатель ЯМЗ-238 было довольно легко, т.к. по кожуху сцепления, КПП подходила полностью, а вот по подшипнику в коленвал на первичному валу, приходилось несколько напрягаться.

Однако, эта проблема решалась 2-мя способами. Одним из них был поиск этого редкого подшипника. Второй же способ был еще проще: вытаскивали с КПП первичный вал и протачивали его конец под подшипник первичного вала МАЗ, а алюминиевый держатель сальника подшипника первичного вала, просто не ставили.

Диски сцепления под МАЗовское двухдисковое сцепление брали от Татры или от Шкоды. Протачивали их наружный диаметр по диаметру МАЗовских дисков и приклепывали накладки от МАЗа. Сами накладки сцепления, приходилось приклепывать заклепками увеличенного диаметра (около 5 мм).

При сборке, нужно было обращать внимание, чтобы ступицы ведомых дисков не терлись между собой или не упирались в маховик. Иначе, ступицы дисков также приходилось протачивать и по высоте.

Шкодовские диски были без демпферов, а вот Татровские с демпферами. Поэтому, ставили на любителя, кто какие найдет.

Подгонка более старых моделей КПП Skoda-LIAZ с неадаптированными размерами, требовала куда как больше усилий. Нужно было снимать с КПП колокол Шкоды и подгонять к нему колокол от КПП ЯМЗ-238 (236) через металлическую пластину толщиной около 20 мм. По самому сцеплению, никакой разницы в подгонке ведомых дисков не было.

Родной подшипник коленвала снимали вообще, а в маховик (не в коленвал, как с КПП ЯМЗ-238) ставили другой подшипник №180306К. Чтобы установить подшипник в маховик, нужно было проточить внутреннее отверстие маховика под диаметр подшипника.

По приводу сцепления также было несколько вариантов: оставляли родной пневматический (все подходило) или переделывали на гидропривод от КамАЗа.

В кабину ставили главный цилиндр сцепления, вместе с педалью и проводили трубки до ПГУ на КПП. Для этого, вал с вилкой привода переворачивали на правую сторону КПП и в рычаге привода пониже не забывали просверлить еще одно отверстие, чтобы совпали ход штока ПГУ с длиной хода штока сцепления и не приходилось для первого включения передачи, несколько раз накачивать сцепление.

Длина карданного вала на МАЗ-54323 составляет 1567 мм, а при установке КПП Прага, нужен более длинный кардан длиной 1740 мм. В качестве альтернативы, ставили кардан от МАЗ-5511, т.к. у него длина равна 1759 мм. Он длиннее требующегося кардана на 19 мм, но такое превышение не было проблемой.

Что касается задней опоры коробки переключения передач, то ее тоже приходилось переделывать, т.к. родные крепления не подходили. Например, ставили кронштейн задней опоры от КПП ЯМЗ-236.
Кронштейн задней опоры от КПП ЯМЗ-236
Кронштейн задней опоры от КПП ЯМЗ-236
Фланец заднего моста Skoda-LIAZ, сходится с фланцем карданного вала автомобиля МАЗ.

Правда, отверстия под болты на МАЗовском фланце, лучше рассверлить до 12 мм.
Крепления заднего моста Шкода-ЛИАЗ к рессорамКарданный вал и задний мост
Ниже представлены 2 таблицы, которые дают представление о передаточных числах заднего моста Шкода-ЛИАЗ, а также о скорости автомобиля МАЗ-54323 с КПП Skoda-LIAZ, задним мостом с передаточным числом 5.76 и на резине 11.00-20 со статистическим радиусом равным 0,505 м.
МАЗ-54323: Установка КПП и заднего моста Шкода-ЛИАЗ

Оцените статью «МАЗ-54323: Установка КПП и заднего моста Шкода-ЛИАЗ»

0
Полезность
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
0
Интересность
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
Итоговая оценка: 0.0 из 10 (голосов: 0 / История оценок)
Комментарии (9)
Добавить комментарий
Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Евгений
#1 Евгений Гости 5 мая 2018 17:05
А как сама кпп лучше Камазовской? И как с запчастями?
Эдуард Залуцкий
#2 Эдуард Залуцкий Гости 5 мая 2018 17:06
Шкодовская КПП изначально расчитана на больший крутящийся момент, чем КПП КамАЗ. По передаточным числам они также находятся очень рядом. Со слов водителей, КПП от Шкода на МаЗ живут очень долго. По ценам на запчасти не сориентирую, но на заказ в магазине привезут любую деталь. И на вторичном рынке с запчастями нет проблем.
Михаил
#3 Михаил Гости 5 мая 2018 17:06
День добрый! Поставил КПП Прага, но потерял в скорости! От чего это может зависеть? Макс. скорость 60 км/ч. Мост остался родной - МАЗ 236 ДВС 6.
Эдуард Залуцкий
#4 Эдуард Залуцкий Гости 5 мая 2018 17:07
Михаил, поставив КПП Шкода вместо КПП ЯМЗ-236 и не трогая задний мост, вы уменьшили максимальную скорость почти на 20%. На высшей передаче КПП Прага 0.791/ КПП ЯМЗ-236 =0.66 получаем 1.1984. Для того, чтоб сохранить прежнюю максимальную скорость, нужно поставить более скоростной задний редуктор на те же 20%. Но я не знаю какое передаточное число вашего моста. С завода с двигателем ЯМЗ-236 и КПП ЯМЗ-236 применялись три пары на различных модификациях автомобиля МаЗ с передаточными числами 7.79 ( пара 11 на 25), 7.14 (пара 12 на 25) и 6.59 (пара 13 на 25).
Павел
#5 Павел Гости 5 мая 2018 17:08
Добрый день, Всем. Может кого заинтересует НОВАЯ коробка (ДВС ММЗ Д-260.5) без картера PRAGA 5PS 114.57. Отдам в пол. цены. Доставлю, фото вышлю. Есть еще 2 под двигатель РЕНО PRAGA 5PS114.58 и PRAGA 5PS 120.05.
Евгений
#6 Евгений Гости 5 мая 2018 17:08
Добрый день. Подскажите пожалуйста, ступицы от моста Шкода Лиаз идут с АБС или нет? Спасибо.
Эдуард Залуцкий
#7 Эдуард Залуцкий Гости 5 мая 2018 17:09
Тот мост, который я видел, установленный на Супер МАЗ, был без датчиков АБС. За более современные мосты сказать ничего не могу. Хотя, оснастить ступицу моста гребенкой, а мост датчиком АБС не большая проблема.
Александр
#8 Александр Гости 5 мая 2018 17:10
Подскажите, на прогулку коробку ком отбора мощности где можно найти Прага 10п80?
Виктор
#9 Виктор Гости 5 мая 2018 17:10
На моей Шкоде мост с передаточным отношением 5.3, скорость с коробкой Прага 10 - 100 км/ч по навигатору.