МАЗ-500: Установка рулевого управления с МАЗ-5432 (Супер МАЗ)
Работая на МАЗ-500 и не понаслышке зная все прелести этой машины, периодически пытался его модернизировать. Устанавливал цилиндр гидроусилителя от КрАЗа и лопастной насос менял вместе с кронштейном на НШ-10. Это, конечно, облегчало управление автомобилем, но не кардинально.
Стал потихоньку искать Суперовское рулевое, однако, долгое время ничего подходящего по цене мне не попадалось. Однажды, наткнулся на старый остов автобуса ПАЗ и осмотрев его, я с удивлением обнаружил, что в нем остался Суперовский рулевой механизм с вычурной рулевой сошкой. Владельцам ПАЗа поставил магарыч, взял газовый резак и вырезал рулевое вместе со шлангами.
Постепенно, подобрал к нему: б/у цилиндр гидроусилителя (заменил на нем ремкомплекты РТИ), рулевую сошку, насос НШ-32 с кронштейном крепления к двигателю и продольную рулевую тягу с верхним рычагом цапфы. Больше всего времени ушло на поиск кронштейна гидроусилителя и кронштейна крепления гидроцилиндра к раме.
Когда собрал комплектный рулевой механизм, включая рулевую колонку с механизмом наклона рулевого колеса, то стало понятно, что пора приступить к переоборудованию.
Первым делом, приобрел 3 комплекта пальцев и сухарей, после чего сразу же перебрал рулевые наконечники. Затем, взял резак и срезал все заклепки с кронштейна гидроцилиндра и рулевого управления.
Крепким боротком, выбил все заклепки, а где не получалось это сделать, вырезал и части кронштейнов. Помучившись немного, я полностью демонтировал весь гидроусилитель с цилиндром и насос с двигателя.
Пришло время примерить кронштейн гидроусилителя на раму. В процессе, старался поймать хоть одно отверстие от старого крепления и для этого, пришлось подрезать болгаркой заднюю часть кронштейна крепления кабины. После чего, удалось закрепить кронштейн на первое вертикальное отверстие. Далее, просверлил оставшиеся отверстия в раме и закрепил кронштейн на все болты.
Следующим шагом, пришлось поменять верхний рулевой рычаг на Суперовский, т.к. рулевой палец Супера, как и отверстие под него, имеют больший диаметр. Потом, прикрутил на старое место к раме кронштейн гидроцилиндра.
Настал черед сборки и я установил рулевой механизм на место. Пришлось его разобрать, чтобы перевернуть крышки сошки и саму сошку в обратную сторону, а затем и отрегулировать зацепление в паре.
Продольную рулевую тягу соединил сначала с рычагом цапфы, а потом с сошкой и нашел нейтральное положение в рулевом механизме, чтобы наживить сошку на вал сошки.
Далее, поставил цилиндр усилителя. Передний конец штока цилиндра соединил с продольной рулевой тягой, а задний конец цилиндра посредством пальца с кронштейном на раме.
Затем, пришла пора подсоединить насос гидроусилителя к двигателю. Установил его на двигатель, но оказалось, что остается очень маленькое расстояние от шкива насоса до нижней полки рамы. Чтобы перестраховаться, я подрезал раму напротив шкива на 30 мм. На насос натянул 2 ремня с размером 987, хотя в инструкции к Cуперу написано, что ремни должны быть размером 1000 мм.
Впоследствии, я пришел к выводу, что раму в принципе можно было и не подрезать, т.к. места вполне хватает и на работе механизма это не сказывается.
Следующим шагом, приступил к установке масляного расширительного бачка и его я также взял от Супер МАЗа. Старый бачок снял с радиатора, а вот новый у меня никуда не влазил, т.к. мешала раскладная штанга, ограничивающая падение кабины. Тащить же длиннющие шланги к насосу, мне не хотелось.
Для того, чтобы установить бачок на причитающееся ему место, я перенес эту раскладную предохранительную штангу с левой стороны на правую. После чего, установил расширительный маслобак на положенное ему место.
Далее, обвязал насос, гидроусилитель и цилиндр гидравлическими шлангами, затянул все рулевые наконечники и зашплинтовал их. Опустил кабину и понял, что отверстие в полу под рулевую колонку, нужно немного подрезать, а заднюю не использованную часть заварить.
В принципе, рулевую колонку с рулем можно было оставить родную, ведь диаметр выходного вала с рулевого механизма одинаковый. Однако, колонка с Супера лежала рядом, а руки чесались и потому, демонтировал старую колонку и принялся устанавливать новую.
Операция заняла много времени, поэтому описывать ее не буду. Несколько раз я подрезал кронштейн и панель, сверлил и резал, но в итоге, все подогнал.
Однако, с рулевым колесом вышла промашка, т.к. руль с МАЗ-500 не подходил к Суперовской колонке. Пришлось искать дополнительно КамАЗовскую баранку и на нее устанавливать маховичек как на погрузчике.
Чтобы устранить эту оплошность, я выточил болты длиннее на 1 см, а также катушки, которые стоят между рулевым механизмом и кронштейном, высотой 1 см.
Эксплуатировал Суперовское рулевое года 3 и не тужил. Благо, с таким легким рулевым, развернуться в стесненных условиях, объехать яму или камень на дороге, стало просто в радость.
Суперисты, которые сидели у меня в кабине, всегда удивлялись тому, что на старом МАЗ-500 рулевое легче, чем на новом Супере. Потихоньку, я понял в чем дело, ведь нагрузка на передний мост МАЗ-500 - 6 000 кг, а на Супере - 7 000 кг. Таким образом, там где меньше нагрузка на передний мост, там и легче поворачивать колеса.
Стал потихоньку искать Суперовское рулевое, однако, долгое время ничего подходящего по цене мне не попадалось. Однажды, наткнулся на старый остов автобуса ПАЗ и осмотрев его, я с удивлением обнаружил, что в нем остался Суперовский рулевой механизм с вычурной рулевой сошкой. Владельцам ПАЗа поставил магарыч, взял газовый резак и вырезал рулевое вместе со шлангами.
Постепенно, подобрал к нему: б/у цилиндр гидроусилителя (заменил на нем ремкомплекты РТИ), рулевую сошку, насос НШ-32 с кронштейном крепления к двигателю и продольную рулевую тягу с верхним рычагом цапфы. Больше всего времени ушло на поиск кронштейна гидроусилителя и кронштейна крепления гидроцилиндра к раме.
Когда собрал комплектный рулевой механизм, включая рулевую колонку с механизмом наклона рулевого колеса, то стало понятно, что пора приступить к переоборудованию.
Первым делом, приобрел 3 комплекта пальцев и сухарей, после чего сразу же перебрал рулевые наконечники. Затем, взял резак и срезал все заклепки с кронштейна гидроцилиндра и рулевого управления.
Крепким боротком, выбил все заклепки, а где не получалось это сделать, вырезал и части кронштейнов. Помучившись немного, я полностью демонтировал весь гидроусилитель с цилиндром и насос с двигателя.
Пришло время примерить кронштейн гидроусилителя на раму. В процессе, старался поймать хоть одно отверстие от старого крепления и для этого, пришлось подрезать болгаркой заднюю часть кронштейна крепления кабины. После чего, удалось закрепить кронштейн на первое вертикальное отверстие. Далее, просверлил оставшиеся отверстия в раме и закрепил кронштейн на все болты.
Следующим шагом, пришлось поменять верхний рулевой рычаг на Суперовский, т.к. рулевой палец Супера, как и отверстие под него, имеют больший диаметр. Потом, прикрутил на старое место к раме кронштейн гидроцилиндра.
Настал черед сборки и я установил рулевой механизм на место. Пришлось его разобрать, чтобы перевернуть крышки сошки и саму сошку в обратную сторону, а затем и отрегулировать зацепление в паре.
Продольную рулевую тягу соединил сначала с рычагом цапфы, а потом с сошкой и нашел нейтральное положение в рулевом механизме, чтобы наживить сошку на вал сошки.
Далее, поставил цилиндр усилителя. Передний конец штока цилиндра соединил с продольной рулевой тягой, а задний конец цилиндра посредством пальца с кронштейном на раме.
Затем, пришла пора подсоединить насос гидроусилителя к двигателю. Установил его на двигатель, но оказалось, что остается очень маленькое расстояние от шкива насоса до нижней полки рамы. Чтобы перестраховаться, я подрезал раму напротив шкива на 30 мм. На насос натянул 2 ремня с размером 987, хотя в инструкции к Cуперу написано, что ремни должны быть размером 1000 мм.
Впоследствии, я пришел к выводу, что раму в принципе можно было и не подрезать, т.к. места вполне хватает и на работе механизма это не сказывается.
Следующим шагом, приступил к установке масляного расширительного бачка и его я также взял от Супер МАЗа. Старый бачок снял с радиатора, а вот новый у меня никуда не влазил, т.к. мешала раскладная штанга, ограничивающая падение кабины. Тащить же длиннющие шланги к насосу, мне не хотелось.
Для того, чтобы установить бачок на причитающееся ему место, я перенес эту раскладную предохранительную штангу с левой стороны на правую. После чего, установил расширительный маслобак на положенное ему место.
Далее, обвязал насос, гидроусилитель и цилиндр гидравлическими шлангами, затянул все рулевые наконечники и зашплинтовал их. Опустил кабину и понял, что отверстие в полу под рулевую колонку, нужно немного подрезать, а заднюю не использованную часть заварить.
В принципе, рулевую колонку с рулем можно было оставить родную, ведь диаметр выходного вала с рулевого механизма одинаковый. Однако, колонка с Супера лежала рядом, а руки чесались и потому, демонтировал старую колонку и принялся устанавливать новую.
Операция заняла много времени, поэтому описывать ее не буду. Несколько раз я подрезал кронштейн и панель, сверлил и резал, но в итоге, все подогнал.
Однако, с рулевым колесом вышла промашка, т.к. руль с МАЗ-500 не подходил к Суперовской колонке. Пришлось искать дополнительно КамАЗовскую баранку и на нее устанавливать маховичек как на погрузчике.
Гидроусилитель руля с Супер МАЗа на МАЗ-500
Закончив с установкой, я залил масло и прокачал систему. Сразу же стало понятно, насколько рулевое управление Супера легче и быстрее родного. Однако, выявилась и небольшая проблема, т.к. передний рулевой наконечник задевал при повороте кронштейн рессоры.Чтобы устранить эту оплошность, я выточил болты длиннее на 1 см, а также катушки, которые стоят между рулевым механизмом и кронштейном, высотой 1 см.
Эксплуатировал Суперовское рулевое года 3 и не тужил. Благо, с таким легким рулевым, развернуться в стесненных условиях, объехать яму или камень на дороге, стало просто в радость.
Суперисты, которые сидели у меня в кабине, всегда удивлялись тому, что на старом МАЗ-500 рулевое легче, чем на новом Супере. Потихоньку, я понял в чем дело, ведь нагрузка на передний мост МАЗ-500 - 6 000 кг, а на Супере - 7 000 кг. Таким образом, там где меньше нагрузка на передний мост, там и легче поворачивать колеса.
Оцените статью «МАЗ-500: Установка рулевого управления с МАЗ-5432 (Супер МАЗ)»
ПОКАЗАТЬ ВСЕСВЕРНУТЬ
Смотрите Также